По результатам исследования рекрутинговой компании Antal, 20% россиян помимо основной работы имеют дополнительную занятость. Однако только в половине случаев она связана с основной профессией.
Заметно чаще дополнительную занятость имеют сотрудники компаний, в которых работает меньше 20 человек. Среди них 30% подрабатывают в дополнение к основной работе.
В разных отраслях доля тех, у кого есть дополнительная занятость различается. Выше всего она в медиа и индустрии развлечений (31%), профессиональных услугах (28%) и строительстве (26%). В этих же трех отраслях дополнительная занятость чаще связана с основной профессией. Также в индустрии медиа и развлечений и в профессиональных услугах больше всего фрилансеров (5% и 8% соответственно).
Большинство опрошенных сотрудников, имеющих дополнительную работу, получают за счет нее 10-30% своего дохода. Заметную часть дохода, более 30%, дополнительная занятость приносит лишь 19% респондентов.
«Возможно, кризис заставил больше людей задуматься о подработке, но точно не стал единственным аргументом для тех, кто помимо основной работы решил заняться чем-то еще. То, что 20% сотрудников имеют подработку, может говорить как о том, что людям не хватает заработка на основной работе, так и о том, что они недостаточно вовлечены в рабочий процесс. Если дело только в зарплате, то у сотрудника почти всегда есть возможность проявить инициативу, взять на себя дополнительные задачи и таким образом повлиять на свой доход. Если человеку проще найти этот доход «на стороне», значит, он не достаточно вовлечен в свою основную работу. К тому же каждый второй говорит о том, что его подработка не связана с основной деятельностью. Это значит, вторая работа для многих не только источник дохода, но и способ дополнительной самореализации.
Сотрудников, у которых есть подработка, будет становиться с каждым годом больше. Сам тип взаимодействия сотрудников и работодателей продолжит трансформироваться. С каждым годом все больше людей рассматривают варианты проектной и удаленной работы, фриланса, а компании охотнее идут на такой вид сотрудничества. С развитием технологий у каждого будет еще больше возможностей делать дополнительные проекты удаленно, находить новую работу в любой точке мира или открыть свой бизнес, например, интернет-магазин, при этом не увольняясь с основной работы» – комментирует результаты исследования управляющий директор Antal в России Михаэль Гермерсхаузен.