В правительстве принято решение повысить эффективность государственных компаний с долей государства 50 и более процентов, многие из которых в настоящий момент терпят убытки из-за нецелевого расходования средств, а также неэффективных инвестиций. Чиновники хотят изменить ситуацию, когда госкомпания фиксирует убытки, а ее руководство получает огромные зарплаты, которые никак не привязаны к показателям эффективности.
Проработать вопрос о том, чтобы зарплаты топ-менеджеров российских госкомпаний соответствовали результатам работы организации в правительстве решили после того, как об этом на ежегодном послании Федеральному Собранию заявил глава государства Владимир Путин — тогда 4 декабря 2014 года президент сообщил о необходимости наведения порядка в госкомпаниях. Главу государства волновало недостаточная прозрачность организаций и плохая оптимизация денежных потоков госкомпаний, а также неэффективное управление ими. На послании российский лидер подчеркнул, что важно разобраться с выплатами топ-менеджерам, зарплаты которых постоянно растут независимо от ситуации в российской экономике.
В настоящий момент правительство совместно с комитетом Государственной Думы по экономической политике прорабатывает законопроект, который привяжет выплату зарплат, а также дивидендов топ-менеджеров к общей эффективности работы самой компании — уже в декабре 2015 года документ будет внесен правительством на рассмотрение депутатов Государственной Думы.
За образец планируется взять методику, которая часто используется крупными западными компаниями. Планируется, что при начислении заработной платы будут учитываться все показатели работы менеджера: финансовые, планы по продажам, долгосрочные проекты и прочее. Выплата фиксированного оклада и различных начислений будет зависеть также от того, как компания сокращает расходы, снижает стоимость контракта при закупках, увеличивает продажи, снижает себестоимость продукции. При этом основным критерием, который войдет в оценку работы топ-менеджера, будет снижение операционных затрат (на нужды компании) на 2-3% ежегодно. Об этом «Известиям» рассказал собеседник в правительстве и подтвердили источники в профильном комитете ГД по экономической политике.
— Сейчас эксперты Министерства экономического развития прорабатывают детали законопроекта. Президент не зря говорил в послании о том, что оплата работы руководства госкомпаний должна прямо соотноситься с достигнутыми результатами и экономическими реалиями, — рассказал собеседник «Известий». – Если быть реалистами, то многие топ-менеджеры действительно получают завышенные выплаты, и надо привести все в соответствие, чтобы не было лишних разговоров.
Стоит отметить, что 18 декабря прошлого года премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, которое обязует топ-менеджеров госкомпаний раскрыть свои доходы ( в перечень вошли 62 компании). Согласно документу, сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера глав организаций, включенных в утвержденный в 2013 году список, подлежат размещению «на официальных сайтах организаций». Также в декабре министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов заявил о том, что для топ-менеджеров введут систему мотивации – их эффективность скажется на их вознаграждении.
Опрошенные «Известиями» сотрудники госкомпаний рассказали, что и сейчас действует норма, когда бонусы «топов» увязаны с реализацией долгосрочных программ развития. Однако, до сих пор все бонусные программы прописывали сами предприятия, теперь же специалисты Министерства экономического развития и депутаты профильного комитета ГД сформулируют единые и общие требования к ключевым показателям эффективности менеджеров. В конце следующего года реализацию программ развития подытожит независимый аудитор, и от его оценки будут зависеть премиальные.
— Привязка зарплаты к ключевым показателям эффективности у нас введена с 2009 года и не только в самом «Росатоме», но и в дочерних обществах. Гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко также работает по таким условиям. Сумма его постоянного вознаграждения составляет 30%, а все остальное привязано к выполнению показателей эффективности, которые определены наблюдательным советом госкорпорации, — рассказал директор департамента коммуникаций «Росатома» Сергей Новиков.
В «Роснано» заявили, что подобная система также работает с 2009 года.
— Система оплаты труда в «Роснано» включает в себя как фиксированную часть, так и премиальные выплаты, привязанные к ключевым показателям эффективности, — отметили в пресс-службе компании.
Представитель «Ростеха» рассказал «Известиям», что в компании также используются механизмы контроля результативности и персональной ответственности руководителей за результаты их деятельности. В компании отметили, что размер премиальных обусловлен достижением руководителями «ключевых показателей эффективности и соблюдением условий премирования».
— Бонусная карта генеральных директоров холдинговых компаний (интегрированных структур) корпорации пересматривается каждый год, что позволяет постоянно совершенствовать систему мотивации в корпорации, — добавил представитель компании.
В «Газпроме» «Известиям» рассказали, что будут работать в соответствии действующим законодательством, в том числе в случае его изменения.
Интересно, что в конце июня госкомпании рапортовали правительству о сокращении расходов на единицу продукции в 2013 году в среднем на 11-30%. Но методика подсчета осталась непонятной. Например, энергокомпании, говоря о снижении капитальных и операционных затрат, всегда сравнивали фактические показатели не с результатами прошлого периода, а с собственным прогнозом либо использовали показатель удельных затрат (на условную единицу оборудования). Если же посмотреть на отчетность, данные которой влияют на акционерную стоимость компании (прежде всего по МСФО), то у большинства госкомпаний виден рост как общих, так и операционных расходов. Например, по итогам первого полугодия операционные расходы по МСФО по сравнению с прошлым годом выросли на 4,1% у «Россетей», у «РусГидро» — на 3,8%, снизить расходы удалось только ФСК (на 6,5%). В нефтегазовой отрасли рост расходов еще более значителен, что во многом объясняется увеличением налоговой нагрузки: «Газпром» увеличил операционные расходы на 30,8%.
В ответе «Известиям» в пресс-службе Министерства экономического развития официально пояснили, что согласно президентскому поручению, Минэкономразвития совместно с Росимуществом уже разработали методические указания по применению ключевых показателей эффективности, которые были одобрены правительством.
— Методические указания устанавливают основы системы ключевых показателей эффективности, определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования; определяют перечень основных КПЭ для различных госкомпаний, с учетом сегментации, а также особенности применения КПЭ; определяют основные положения о взаимосвязи КПЭ с мотивацией членов органов управления компаний с государственным участием, — сообщили в ведомстве, не уточнив, какие конкретно показатели будут влиять на выплаты зарплатам «топам».
Председатель комитета ГД по экономической политике Игорь Руденский считает, что крайне важно прекратить все разговоры по поводу зарплат топ-менеджеров, и для этого, по его мнению, необходимо обозначить конкретные критерии.
— Понятно, что это, как говорят, «штучный товар», это люди, которые действительно обладают какими-то специфическими знаниями, это люди, которые, может быть, действительно заслуживают высокой зарплаты, но нужно понять — за какие показатели, и, возможно, сопоставить их зарплаты с зарплатами в иностранных компаниях такого же уровня, — пояснил он. — Сейчас все обсуждают то, что в кризис у топ-менеджеров очень высокие зарплаты. В общем-то, эти зарплаты в принципе очень высокие, не только в госсекторе. Они очень высокие и в частном секторе.
Первый зампредседателя комитета ГД по экономической политике Михаил Емельянов подтвердил «Известиям», что такой документ разрабатывается.
— Безусловно, это важно. Но нужно определиться, что такое эффективность компании. Ее высокая прибыльность? Но если это монополия, то она может достигаться не только за счет эффективности управления, но и за счет использования монопольного положения на рынке. Если это государственнная компания, то она может получать какие-то субсидии, дотации из бюджета и выглядеть неплохо, поэтому очень важно определить критерии эффективности, — отметил он.
Согласно ежегодному рейтингу Forbes 25 самых высокооплачиваемых руководителей российских компаний, который был опубликован в ноябре, на вершине списка по традиции оказались представители госсектора. В совокупности 25 участников рейтинга, по оценке Forbes, заработали $291 млн, годом ранее суммарная зарплата этих же топ-менеджеров была на 7% меньше. По данным Forbes, в лидерах по доходам — глава «Газпрома» Алексей Миллер. Интересно, что чистая прибыль «Газпрома» по МСФО за девять месяцев 2014 года снизилась на 35% относительно показателя за аналогичный период 2013 года.
Руководители госкорпораций тоже неплохо зарабатывают. Доход главы «Транснефти» Николая Токарева в 2013 году составил 172 млн рублей. Первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин заработал в 2013 году 92,6 млн рублей. Доходы шести вице-президентов компании составили от 8,9 млн до 102,9 млн рублей. При этом чистая прибыль компании по РСБУ в первом полугодии 2014 г. составила 5,35 млрд руб., что на 19,3% меньше аналогичного периода прошлого года.
Доходы руководителей других госкорпораций также исчисляются десятками миллионов: председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайса в 2013 году задекларировал доход в 207,3 млн рублей. При этом, эффективность работы руководства судя по отчетности также вызывает сомнения. Так в середине прошлого года «Роснано» опубликовала отчетность по МСФО за 2013 год по которой убыток компании за год вырос на 83% — до 39,9 млрд руб., а доходы сократились на 16% — до 5,9 млрд руб.
Ранее с предложением о сокращении выплат топ-менеджерам госкомпаний выступали депутаты от КПРФ. Депутаты Госдумы — зампредседателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин и секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов — отправляли письма на имя президента Владимира Путина, а также председателю правительства с просьбой разработать наиболее оптимальный вариант корректировки выплат руководству и топ-менеджерам компаний с преобладающим участием государства.
Эксперты отмечают, что показатели эффективности должны определяться не внутренними документами госкомпаний и не их набсоветами, а независимыми госструктурами. Как показала практика нынешние программы эффективности далеко не всегда результативны.
Так в прошлом году топ-менеджеры «Роснано» (финансовый директор и члены правления госкорпорации) были привлечены в качестве подозреваемых в рамках возбужденного уголовного дела по ч. 4 ст. 160 («Присвоение и растрата») и ч. 3 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса. Конкретных фамилий тогда не называлось, однако в письме первого заместителя генерального прокуратура Александра Буксмана, направленного в Госдуму первому зампреду комитета по бюджету и налогам Оксане Дмитриевой, говорилось, что речь идет о неправомерном перечислении более 300 млн рублей в пользу ряда компаний, «аффилированных с должностными лицами «Роснано» за выполнение работ, относящихся непосредственно к компетенции подразделений корпорации».