Ради эффективности
Речь идет о замораживании отдельных вакансий и увольнении части сотрудников: в целом заложенную в бюджет на этот год сумму урежут на 10%, сообщил источник, близкий к компании, и подтвердили три источника со стороны руководства «Яндекса».
Пресс-служба компании не уточняет размер расходов на персонал в 2015 году, но подтверждает оптимизацию. «Мы оптимизируем эффективность работы компании как с точки зрения приоритетности проектов, так и в вопросе количества и функций сотрудников. Это связано и с экономической ситуацией, и с нашим желанием повышать свою эффективность, и концентрироваться на главном, — говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. — Если кратко, то фокус для компании сейчас — это рост поиска на мобильных устройствах, рост аудитории наших основных мобильных приложений, развитие новых рекламных продуктов и технологий».
Мелкумова заверила, что «Яндекс» продолжит набор новых сотрудников, но он будет меньше, чем в 2013 году и в начале 2014-го. По ее словам, компанию покинут примерно 170 человек (около 3% штата), что ниже среднегодовой текучки: «В 2012 году в «Яндекс» пришли 1000 человек, уволились или были уволены 600, в 2013-м — 1900 и 650, в 2014-м — 1500 и 750 соответственно». Компания продолжает искать сотрудников только на самые перспективные направления, например «Яндекс.Такси», утверждает источник, близкий к компании.
Последние два года «Яндекс» тратил «на людей» от 16 до 22% своей выручки, следует из презентации, приложенной к годовому отчету компании за 2014 год. В ней отмечается, что в прошлом году расходы на персонал превысили 10 млрд руб.
Компания неоднократно заявляла, что намерена держать планку этих затрат на уровне 20% выручки: например, гендиректор российского офиса «Яндекса» Александр Шульгин говорил об этом аналитикам в рамках конференц-колла по итогам первого квартала 2014 года. Выручка «Яндекса» в 2015-м должна увеличиться по сравнению с предыдущим годом на 11,6%, до 55,9 млрд руб. с 50,8 млрд руб., прогнозировали в феврале аналитики Райффайзенбанка. В таком случае расходы на персонал могут составить около 11,2 млрд руб.
Свой прогноз «Яндекс» представил только на первый квартал 2015 года: компания ожидает рост выручки на 15%. По итогам 2014-го «Яндекс» получил 29-процентный рост рублевой выручки (до 50,8 млрд руб.) и 26-процентный рост чистой прибыли (до 17 млрд руб).
Один из источников РБК со стороны компании, утверждает, что даже «после секвестра» затраты «Яндекса» на персонал в 2015-м вырастут год к году более чем на 20%.
Поправка на кризис
Сокращение расходов инициировал совет директоров, которому руководство «Яндекса» в феврале представило проект бюджета на 2015 год, говорят два источника, близкие к топ-менеджменту компании. Члены совета директоров обратили внимание руководства «Яндекса» на текущий кризис и негативные прогнозы на этот год, подчеркнул один из собеседников РБК. Кто именно предложил скорректировать бюджет, источники не рассказали. В совет директоров «Яндекса» входят председатель правления Сбербанка Герман Греф, сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож, председатель совета Альфред Феноти, партнер фонда Baring Vostok Capital Partners Елена Ивашенцева, президент инвесткомпании Firehouse Capital Джон Бойнтон, серийный предприниматель Эстер Дайсон, экс-председатель совета директоров «Уралкалия» Александр Волошин, финансист Чарльз Райан и вице-президент голландской компании D.E Master Blenders Роже Рийниа.
Стоимость аренды и расходы на персонал «Яндекс» указывает как основной фактор роста своих издержек в 2014-м. Например, согласно отчету компании значительно выросли расходы на разработку продуктов (в том числе на зарплаты программистов) — на 52%, до 8,8 млрд руб. Только в последнем квартале и вовсе на 62%, до 2,7 млрд руб.
Зарплаты сотрудников компании в 2015 году, говорил в рамках конференц-колла финансовый директор «Яндекса» Грег Абовски, будут расти в среднем на уровне официальной инфляции. Шульгин добавлял, что части программистам зарплаты были повышены в декабре из-за опасений, что их могут переманить в западные компании. Примерно 17% сотрудников участвуют в программах поощрения — подразумеваются опционы и другие инструменты, отметила Мелкумова. По утвержденному опционному плану «Яндекс» каждый год выдает своим сотрудникам примерно 1% акций компании.
За прошлый год количество разработчиков в компании выросло на 14%, до 2924 человек, всех сотрудников — на 15%, до 5616 человек, говорится в материалах «Яндекса». В штате компании 59% персонала вовлечены в разработку продуктов: кроме программистов к этой категории относятся маркетологи, менеджеры продуктов и др.