По статистике, лишь 15-20% трудоголиков — действительно эффективные работники. Чтобы разобраться почему, посмотрим, какие типы трудоголиков чаще всего встречаются.
Временной трудоголик
Такой трудоголик проводит на работе очень много времени. Приезжает к 8 утра, покидает офис последним, так и норовит заглянуть в свой кабинет на выходных. Но это тот случай, когда количество далеко не всегда переходит в качество. Результат труда сотрудника, проводящего на рабочем месте 12 часов в день, может быть ниже достижений «8-часового» коллеги. Причин, по которым человек превращается во «временного трудоголика», несколько: он сам по себе работает медленно или не умеет правильно и эффективно организовать свое рабочее время, его главная задача — пустить пыль в глаза начальству, а не работа на результат, у него проблемы с семьей, и ему проще задержаться в офисе, чем провести побольше времени с близкими.
Поэтому к сотрудникам, которые постоянно задерживаются на работе, следует отнестись с настороженностью, а не ликованием. Иначе возникают целые корпоративные культуры, в которых принято основную часть дня гонять чаи и заниматься своими делами, а под вечер демонстрировать бурную деятельность, так как уйти домой раньше начальника или какого-то определенного времени (за пределом официального окончания рабочего дня) — табу.
Мелочный перфекционист
Этот трудоголик всегда упорно работает, не отвлекаясь на соцсети, разговоры и перекуры, но если попытаться выяснить, чем он занимался весь день, то окажется, что выравнивал картинки в презентации, пятый раз вычитывал отчет, перепроверял базу данных, чтобы средний показатель был точен до третьего знака после запятой. Он искренне считает, что это очень важно.
Есть профессии, где такой вариант трудоголизма — большой плюс: бухгалтер, корректор и др. Пытаться перевоспитать «перфекциониста» почти бесполезно, так как это свойство характера, проще подобрать ему соответствующие задания. Также «мелочным перфекционистом» может стать сотрудник, мало загруженный или дублирующий чьи-то функции. Таким образом он пытается оправдать свое времяпрепровождение и в собственных глазах, и в глазах окружающих. Хуже, когда он при этом начальник, так как будет изводить мелочными придирками и подчиненных, и коллег.
Трудоголик-показушник
Жизненное кредо этого трудоголика: «Вспотел — покажись начальству». Простой вопрос он не решит телефонным звонком — он отправит 10 писем, каждый раз ставя в копию все руководство. Он стремится присутствовать на любых переговорах, даже имеющих к нему отношение сугубо по диагонали. При работе в команде он забирает себе функции контроля и доклада начальству, успешно перекладывая на других остальные задачи. Он — самый частый гость в кабинете генерального директора. А коллеги автоматически сворачивают рабочий экран при его появлении за спиной, чтобы он не выдал их работу за свою.
Как ни странно, «трудоголик-показушник» может быть вполне успешен на руководящей должности, особенно связанной с представительскими функциями, если у него в подчинении будут умные, но неамбициозные сотрудники.
Трудоголик поневоле
Сам по себе такой человек хотел бы работать в нормальном режиме положенные 8 часов с полноценным перерывом на обед. Но становится заложником обстоятельств, например начальника, который требует быть на связи 24/7, назначает совещания на 8 часов вечера и загружает одного, как целый отдел, либо корпоративной культуры, поощряющей трудоголизм, либо собственного безотказного характера — на него сваливают задачи все, кому не лень.
Очевидно, что профессиональное выгорание или заявление об увольнении от этого сотрудника — лишь вопрос времени. Довольно часто «трудоголиками поневоле» становятся сотрудники на испытательном сроке. Пытаясь доказать свою нужность компании, они стремятся переделать побольше задач, в том числе задерживаясь в офисе или беря работу домой на выходные. А после завершения испытательного срока начинаются проблемы. Начальство, привыкшее к таким объемам производства, не может понять, почему сотрудник расслабился и снизил темп. А человек не в силах продолжать ломовую работу и злится на большую загрузку. Поэтому обеим сторонам лучше заранее договориться, что новичок будет трудиться в том режиме, который он сможет поддерживать в ближайшие три года, а не три месяца.
Трудолюбивый энтузиаст
Он любит свою работу, с легкостью соглашается на дополнительные задачи, если знает, что может с ними справиться, так как ему интересно развиваться профессионально. От него не услышишь: «Это не мои рабочие обязанности». При этом он умеет эффективно планировать рабочее время и не берется за те задачи, для выполнения которых у него не хватает ресурсов. Если ему что-то поручено, то контроль не нужен — он все сделает в срок и наилучшим образом.
Такой энтузиаст должен цениться на вес золота, но так происходит не всегда. Он может работать за троих, не пытаясь «продать» себя руководству, в отличие от мнимых трудоголиков. И только после увольнения, когда выясняется, что «и этим занимался Иван Петрович», становится понятно, кого компания потеряла.
Если в компании трудятся трудолюбивые энтузиасты, руководству стоит не забывать почаще говорить им спасибо, повышать зарплату и напоминать об отпуске. И следить, чтобы они не замыкали на себе слишком много процессов или проектов, так как незаменимость несет в себе высокие риски. Создать такую корпоративную культуру и разработать такую систему мотивации (ориентированную на результат), чтобы в компании процветали настоящие, а не мнимые трудоголики — прямая задача генерального директора. Уважительное отношение к свободному времени и личным интересам своих работников, корпоративный тайм-менеджмент могут стать весомыми конкурентными преимуществами компании на рынке труда.