На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, по которому за непреднамеренную порчу имущества нанимателя сотрудников предлагают штрафовать на сумму в пределах ежемесячной зарплаты. Речь идет о поправках в ст. 242 и 243 Трудового кодекса. По ныне действующему законодательству с работника вправе потребовать полного возмещения ущерба.
Как рассказал «Известиям» автор инициативы депутат Валерий Рашкин, изменения вносятся в первую очередь для того, чтобы суды не могли возлагать полную материальную ответственность на работника за совершение действий, не являющихся административным правонарушением. По данным, имеющимся у депутата, в последнее время суды всё чаще становятся в таких случаях на сторону работодателя.
— Собственник сейчас имеет возможность всё трактовать в свою пользу. Бывают случаи, когда по какой-то причине ломается станок на заводе, а возмещение его полной стоимости возлагают на работника. И эти деньги вычитают с работника до конца жизни. Вот этого нельзя допускать.
В тексте проекта закона говорится о том, что изменения коснутся уточнения терминологии. Фигурирующий в ст. 242 и 243 ТК термин «административный проступок» предлагается заменить на «административное правонарушение». В пояснительной записке говорится, что нередки случаи, когда работодатели на основании этой неточности пытаются возложить полную материальную ответственность за материальный ущерб на работников, попавших в ДТП, но не нарушивших правила, за которые предусмотрена административная ответственность. Очень часто за разбитый автомобиль с них берут полную стоимость ремонта.
— Это несправедливо, когда имеет место неосознанная порча имущества, стечение обстоятельств. Например, врезался шофер в столб, будучи трезвым. Просто не справился с управлением на скользкой дороге. На мой взгляд, решение должно выноситься в пользу наемного работника — суд в подобной ситуации должен применить щадящее наказание.
Автоюрист Александр Беленко признается, что сталкивается с такой проблемой в практике довольно часто. По его мнению, во внесении поправок к Трудовому кодексу есть рациональное зерно.
— Из моих клиентов такие проблемы часто возникают у таксистов. Чаще всего в службах такси заключается договор полной материальной ответственности водителя при ДТП. И водители по-разному выходят из этой ситуации. Например, в одной компании был создан мини-фонд, куда водители отчисляли часть своей зарплаты, — рассказывает Беленко.
Руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич также считает, что изменения в ТК нужны.
— В принципе вопрос об уточнении терминологии правильный, чисто юридически нет такого понятия, как «административный проступок», есть «административное правонарушение», проступки могут быть только дисциплинарными, — поясняет Олег Бабич.
Однако, как считает эксперт, саму проблему возложения полной материальной ответственности на сотрудников это не решит коренным образом, нужно повышать их юридическую грамотность. Если суд первой инстанции пытается на основании неточности формулировки приравнять дисциплинарный проступок к административному правонарушению, то это надо обжаловать в вышестоящем органе.