Sistema_VC выкупает у Сбербанка 50% долей в рекламной платформе Segmento, использующей технологии искусственного интеллекта, рассказал источник "Ъ" на рынке интернет-рекламы и подтвердила представитель фонда Анна Янчевская. Сделка еще не закрыта, но одобрение Федеральной антимонопольной службы получено как раз во вторник, сообщила она. Информацию подтвердили в Сбербанке и Segmento.
Segmento — российская programmatic-платформа, применяющая технологии машинного обучения для таргетирования цифровой рекламы. Основана в 2011 году Евгением Легким, Романом Нестером и Кириллом Сафоновым. Компания оперирует обезличенными данными клиентов и автоматизированно размещает рекламу на баннерах, видео, в мобильных приложениях и соцсетях. Сбербанк объявил о покупке контрольного пакета в Segmento в марте 2015 года, сумма не раскрывалась, но эксперты оценивали ее примерно в $10 млн. По условиям сделки у Сбербанка было право довести в будущем свою долю до 100%, что и было сделано. В списке клиентов Segmento — S7, Hyundai, Toyota, Pfizer, Samsung, L`Oreal, Volkswagen, Mars.
По данным "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Рутаргет" (разработчик Segmento) в 2015 году составила 112,6 млн руб., убыток — 4,44 млн руб. Удалось ли выйти на прибыль, стороны не комментируют. C 2015 года выручка выросла в 3,5 раза, сообщили "Ъ" в Sistema_VC. Значит, в этом году она могла бы составить почти 400 млн руб.
"Соглашение между Сбербанком и фондом откроет для портфельных компаний АФК "Система" возможность монетизации своих данных через платформу Segmento",— говорит Сергей Копытов — представитель "Системы" (в числе активов корпорации — сотовый оператор МТС, МТС-банк, розничная сеть "Детский мир", сеть клиник "Медси", туроператор "Интурист" и т. д.). По словам старшего вице-президента Сбербанка Михаила Эренбурга, паритетное партнерство банка и фонда предоставляет возможность объединения обезличенных данных задействованных сторон. "Это открывает огромный потенциал масштабирования и монетизации этих данных",— рассчитывает он.
По оценкам IAB Russia, сектор RTB (аукционов рекламы в реальном времени), в котором работает Segmento, вырос по итогам 2015 года на 32%, до 5 млрд руб. В этом году объем programmatic-рекламы может удвоиться и составить около 8-10 млрд руб., прогнозирует директор по развитию сервиса "Яндекса" Adfox и президент IAB Russia Борис Омельницкий. Рыночная оценка гендиректора DCA Михаила Берлизева более консервативна — рост до 6,5-7 млрд руб. "Как показывает практика развитых рынков США и Великобритании, RTB и programmatic постепенно становятся основным способом закупки медийной рекламы в интернете",— рассуждает он. Если Segmento получит все возможные данные Сбербанка и МТС, на рынке появится крупная DMP (Data Management Platform; собирает данные о поведении пользователей, формирует аудиторные сегменты и позволяет нацеливать рекламу), которую можно будет успешно монетизировать, полагает директор по рекламным технологиям Mail.Ru Group Дмитрий Зевелев.
Сумму сделки стороны не раскрывают. Традиционно на рынке RTB в России применяется мультипликатор двойной выручки, рассуждает Михаил Берлизев. Вряд ли Sistema_VC оценила весь бизнес Segmento выше 1 млрд руб., считает инвестиционный менеджер ФРИИ Илья Королев. Таким образом, 50% Segmento могли обойтись Sistema_VC примерно в 400-500 млн руб. Топ-менеджер венчурного фонда говорит, что целиком компания стоила около $20 млн, примерно $10 млн и заплатили, может, и меньше.
Российские банки и телекоммуникационные компании не в первый раз проявляют интерес к рынку брендинговой интернет-рекламы. "Вымпелком" летом объявил о запуске продукта "Билайн программатик", у той же Sistema_VC есть опцион на покупку доли у фонда Impulse VC в платформе автоматизированных закупок рекламы Between Exchange.