Министерству юстиции — главному исполнителю поручения Владимира Путина о формализации понятия "самозанятый" до июня этого года придется решить, в какой именно документ внести соответствующие изменения: в законы "О занятости", "О государственной регистрации юрлиц" или в Гражданской кодекс. Пока поступившие от ведомств и бизнес-ассоциаций определения противоречат друг другу. В частности, самозанятых предлагается отнести к индивидуальным предпринимателям — чего, по мнению других участников обсуждения, делать никак не следует.
"Ъ" ознакомился с предложениями, которые Минэкономики, "Опора России", Торгово-промышленная палата (ТПП) и уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов ранее направили в Минюст. Министерство является главным исполнителем поручения Владимира Путина, данного по итогам послания Федеральному собранию декабря прошлого года,—определить правовой статус самозанятых к 15 июня 2017 года.
Вчера на площадке министерства прошло закрытое обсуждение предложений. Самозанятых предложено отнести к предпринимателям, платящим единый платеж (патент) и не имеющим права нанимать работников. Также участники заседания договорились, что статус самозанятого должен быть постоянным — но с периодическим подтверждением. Основная дилемма — следует ли вносить изменения в Гражданский кодекс (ГК).
Замминистра экономики Олег Фомичев в письме в Минюст от 20 декабря 2016 года указывает, что достаточно внести изменения в закон "О занятости населения в РФ" — установить "особый порядок регистрации физлиц, которые осуществляют приносящую доход деятельность, в качестве самозанятых граждан на основе подачи уведомления по упрощенной форме". Его позицию разделяет глава ТПП Сергей Катырин — в письме в Минюст он также уточняет, что платить за патент самозанятые должны в режиме одного окна.
Другие предложения у "Опоры России". Ее глава Александр Калинин в письме заместителю главы Минюста Михаилу Гальперину отмечает, что необходимо внести изменения в часть первую ГК и закрепить отдельный статус "физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность". Как пояснили "Ъ" в "Опоре", не следует "загонять" всех предпринимателей в индивидуальные предприниматели (ИП) — надо ввести третью форму организации предприятия (кроме юрлица и ИП). В бизнес-объединении уверены, что режим самозанятых должен распространяться только на определенные виды деятельности, которые будут устанавливаться специальным перечнем, причем не федеральным, а на уровне региона. Субъект РФ должен также определить стоимость платежа (патента). "Опора" отмечает, что после налоговых каникул, на которых сейчас находятся три категории самозанятых (домработницы, репетиторы, няни/сиделки), для этой группы необходимо предусмотреть "отдельный режим налогообложения". "Размер платежа не должен быть существенным",— отмечает в письме Александр Калинин.
Борис Титов, который уже представлял свою версию регулирования деятельности самозанятых, вновь перечисляет свои предложения — не менять ГК, ограничиться внесением изменений в закон "О госрегистации юридических лиц". Это, по его мнению, создаст объективный критерий отделения самозанятых от иных предпринимателей. Называет Борис Титов и минимальный размер патента — 10 тыс. руб., включая страховые взносы. По его мнению, самозанятые могут заниматься 45 видами деятельности. По расчету бизнес-омбудсмена, выходить из тени должны 600 тыс. самозанятых ежегодно (в среднем 5% от общего числа) — к 2030 году предполагается легализовать деятельность до 11 млн самозанятых.
Как рассказали "Ъ" участники совещания, Минюст не против ввести самозанятых в закон "О занятости", также не вызвала у министерства протестов и идея изменений ГК. Следующее обсуждение на площадке Минюста должно состояться через две недели.