Вместе с бурным развитием систем искусственного интеллекта (ИИ) появляется все больше опасений, связанных с его применением. Сегодня мы наблюдаем всплески настоящей «роботофобии». О том, почему ИИ – это друг, а не враг, рассуждает Евгений Курт, управляющий партнер uKit Group.
Недавно глава американских компаний Tesla Motors и SpaceX Илон Маск и другие представители хай-тек-индустрии в очередной раз заявили об угрозах, которые ИИ несет человечеству. По их прогнозам, роботы совсем скоро смогут значительно сократить количество рабочих мест.
Стоит ли поддерживать эти алармистские настроения? Думаю, что нет. На самой заре разработок ИИ (1960-1970-е) существовали два направления инженерной мысли: ИИ как замена человека и ИИ как инструмент для расширения его возможностей. Опыт показывает, что первое из этих направлений связано с непреодолимыми препятствиями. Ведь мы слишком мало знаем о самих себе для того, чтобы воссоздать интеллектуальные процессы, а о том, чтобы превзойти разум человека, и речи нет.
Второй — «инструментальный» — подход, напротив, приносит результаты. ИИ – все тот же привычный нам компьютер, формат взаимодействия которого с человеком постепенно меняется: обучаясь в процессе, программа начинает выполнять часть действий и постепенно становится не помощником-стажером, а полноценным партнером.
Примером такого сотрудничества служат новые технологии создания интернет-сайтов. Например, конструкторы веб-сайтов вроде Firedrop и Opla широко используют ИИ-технологии: чат-бот собирает первичную информацию, чтобы облегчить человеку процесс заполнения экранов на шаблоне сайта.
Все более популярными становятся генераторы логотипов, шрифтов, оформления рекламной продукции и так далее. Взять, в частности, обучаемый сервис Logojoy, который быстро генерирует несколько версий дизайна с учетом предпочтений заказчика. Надо поиграться со шрифтами? Не проблема. Сервис Rene выдает варианты сочетаний шрифтов по правилам типографики и в соответствии с вашими пожеланиями. Нужно сделать «вау-картинку»? Алгоритмы EveryPixel и MemNet оценят, запомнится ли она посетителям сайта. Большая проблема для многих компаний – устаревшие сайты. Самообучающийся сервис uKit AI предложит новый вариант дизайна по современным веб-стандартам (включая адаптацию под мобильные устройства) на основе контента со старой версии ресурса. Таким образом, заказчик сможет быстро увидеть предварительные варианты его нового сайта.
Некоторые компании проводят эксперименты по разработке роботизированных сервисов в области создания видео и даже авторских текстов. Примечателен недавний опыт IBM Watson — проекта, целью которого является исследование границ и прорывных точек технологий. Задачей Watson было отобрать самые эмоциональные, вызывающие разнообразную резкую реакцию (страх, интерес, предвкушение) куски киноленты для трейлера фильма. В итоге трейлер, созданный программой на основе грубой раскадровки Watson, был намного зрелищнее и смог сильнее «зацепить» фокус-группу. Так что устроители эксперимента остались довольны результатами. А не так давно «Яндекс» и Engadget заявили об испытаниях роботов, создающих несложные текстовки.
Несмотря на то что роботы все активнее входят в нашу жизнь, бояться их не стоит. Уже сейчас мы видим, что ИИ избавляет нас от скучной рутины, позволяя человеку концентрироваться на решении настоящих творческих задач.