Правда о прибылях: женщина-руководитель как залог успешного бизнеса

Специалисты исследовательского института Credit Suisse представили доклад «The CS Gender 3000: вознаграждение за перемены». В работе, которая проводится уже во второй раз, утверждается: у компаний с более высокой долей вовлечения женщин в процесс принятия решений финансовые показатели лучше, и они приносят своим акционерам более высокую прибыль.


В Credit Suisse проанализировали 3400 компаний по всему миру с общей численностью менеджеров около 27 000 человек. Предметом исследования стала взаимосвязь между гендерным разнообразием и производительностью компаний. Эксперты выяснили, что в 17% компаний женщины занимают должность финансового директора, в 10% — возглавляют бизнес-подразделения и только в 4% добились места генерального директора (СЕО). Но главным открытием стало то, что инвесторы готовы платить премиальную цену (на 19% выше) за компании, которые возглавляют женщины. У таких компаний также выше рентабельность собственного капитала (ROE, на 19% выше средних показателей). К тому же, они приносят своим владельцам на 9% больше в виде дивидендных выплат.


Что касается индустриального разнообразия, то больше всего женщин в топ-менеджменте в медиа (22% от общего числа сотрудников), в индустрии путешествий и отдыха (19,5%), бытовых услуг (18,9%), ритейла (18,4%). Наибольшего прогресса в расширении карьерных возможностей женщин за последний добились компании в страховой и нефтегазовой отрасли, а также в ИТ-бизнесе. Рывок сделал и банковский сегмент, где женщины теперь занимают почти 18% высших должностей.


В целом признание женщин в качестве равных представителей в топ-менеджменте стало следствием кризиса 2008 года: именно тогда многим стало ясно, что компетенции женщин в риск-менеджменте учитывались слишком мало.


Тем не менее сегодня решение проблем гендерного неравенства все еще идет не столь быстрыми темпами. «Мы видим мало свидетельств тому, что практика трудовых взаимоотношений принципиально меняется, — отмечают аналитики Credit Suisse Research Institute. — Вызовы и трудности для женщин в преодолении пути к вершинам огромных корпораций остаются незыблемыми».

По количеству женщин в топ-менеджменте в 2016 году так же, как и в 2014 году, лидируют Таиланд (рост с 25,1% до 27,8%), Филиппины (рост с 24,6% до 25,0%) и Норвегия (рост с 23,8% до 25,0%). Россия занимает лишь 22-ю строчку: представленность женщин на высших руководящих постах в нашей стране упала за два года с 11,7% до 9,9%. По этому показателю Россию уступаем большинству стран Европы, Канаде, США, Китаю, странам Юго-Восточной Азии и даже ЮАР.


В целом эксперты Credit Suisse Research Institute констатируют, что в решении проблем гендерного неравенства в бизнесе компаниям не хватает последовательности. Доля представительниц прекрасного пола среди менеджмента в среднем за два года не увеличилась, а даже незначительно сократилась — с 13,9% до 13,8%. Составители отчета объясняют падение тем, что хотя на топовых позициях количество женщин выросло на 16%, в отдельных отраслях (например, в телекоммуникациях) число женщин-директоров росло, а на позициях в топ-менеджменте в целом уменьшалось. Возможно, прогресс в равноправии полов в бизнесе нужно изучать на протяжении более долгого времени, приходят к выводу авторы исследования. Так, исследование 1500 компаний из списка S&P с 1997 года по 2009 год показало, что с увеличением на 10% женщин в совете директоров растет и представленность женщин в топ-менеджменте (на 1,4%) — но только с задержкой около года.


Исследователи из Credit Suisse Research Institute также подчеркивают, что чем выше доля женщин в высшем руководстве компании, тем выше прибыль ее акционеров. В целом активное участие женщин в высшем руководстве фирм улучшают их финансовые показатели. Так, за время исследования опережающая динамика компаний с 25% женщин на руководящих постах составила 2,8% ежегодного прироста (CAGR), а с более чем половиной женщин — – 10,3%. У фирм, где у руля стоят в основном женщины, и сверхдоходность по акциям – 12% ежегодно (с 2008 года), против 9% скорректированного ежегодного прироста по компаниям, входящим в индекс MSCI. Рынок готов платить за них премиальную цену в 19% по мультипликатору P/B (капитализация компании в ее отношении к балансовой стоимости).


Аналитики Credit Suisse Research Institute также разрушают несколько мифов о женщинах в бизнесе. Например, вымыслом оказалось предположение, что женщины, получившие руководящие должности, препятствуют карьерному продвижению других сотрудниц. Исследователи доказали это статистически: женщины на постах топ-менеджмента, наоборот, расширяют число женщин в своем окружении. Они в полтора раза чаще, чем руководители- мужчины, готовы поставить на должность финансового директора женщину и в 55% случаев возьмут ее в компанию в качестве главы подразделения или департамента.


Другое распространенное заблуждение, которое оказалось ошибочным, — то, что женщин ставят на руководящую должность только из-за феномена «стеклянного утеса». Этот термин впервые ввели социологи Мишель Райан и Алекс Хаслам. Он означает, что назначения женщин часто происходят от безысходности, когда в сложное время для организации требуется нестандартный ход. Действительно ли женщины приходят на топовые места только тогда, когда у компании нет иного выхода и когда компания вошла в стадию кризиса?


Авторы отчета подсчитали, что за восемь месяцев до назначения руководителя-женщины цены акций компании в среднем были на 10% ниже средних по рынку, а спустя 8-12 месяцев после назначения исполнительного директора-женщины акции компаний они уже стоили дороже (в среднем на 14,4% в годовом исчислении). С другой стороны, другая приведенная Credit Suisse Research Institute статистика не подтверждает, что женщины более успешны, чем мужчины, в «спасении» компаний. Так, если сравнить показатели рентабельности собственного капитала (ROE) в течение трех лет, предшествующих назначению нового CEO, и трех последующих лет, окажется, что различий между достижениями директоров-мужчин и женщин, возглавляющих компании, нет.

Поделиться с друзьями
ASTERA