Время кадровой оптимизации — так можно охарактеризовать действия компаний в конце 2014 — начале 2015 года. Организации сокращали персонал и старались не нанимать новых сотрудников. Соответственно, нагрузки вырастали, а работники, не выдерживая их, увольнялись. Еще одним поводом уйти с работы была отмена запланированного роста зарплаты, бонуса или повышения в должности в некоторых компаниях. Средний уровень конкуренции в это время, по данным hh.ru, вырос до 11,8 резюме на вакансию.
После всего этого на российском рынке труда наступило затишье, которое продолжается до сих пор. Количество резюме растет. Но хотя работодатели готовы искать и нанимать новых сотрудников, открытых вакансий в 3 квартале все еще меньше, чем за тот же период 2014 года.
К отраслям, в которых снижение зарплаты во время кризиса достигало 8% и больше, относятся банки/финансы, производство, товары народного потребления, транспорт/логистика, строительство/недвижимость.
Банковские услуги и страхование, товары народного потребления и транспорт резко реагируют на снижение покупательской способности населения. Но они так же быстро возвращаются в строй во время экономического подъема. Сейчас со сменой работы в этих отраслях лучше повременить: есть вероятность, что после долгих неудачных поисков придется выйти на меньшие деньги. Здесь важна не только высокая конкуренция соискателей на рынке, но и депрессивные настроения среди тех, кто уже работает: это главный показатель нестабильности в этих отраслях.
Некоторые виды работ — высший менеджмент и управление персоналом/тренинги — оказались в кризис востребованными, но только на срочный трудовой договор. В этих отраслях была самая большая амплитуда колебаний зарплат. Прежде чем увольняться, топ-менеджерам и коучам нужно решить, согласятся ли они на проектную работу: найти хорошее место на постоянной ставке может быть непросто. Если говорить о высшем менеджменте, то здесь нужно быть готовым работать на результат — в сложной экономической обстановке компании могут снижать оклад и увеличивать премиальную часть для этих должностей. Это должно повысить мотивацию руководителя и обеспечить хорошие результаты работы его команды.
Более спокойно чувствуют себя на рынке специалисты продаж, ИТ, маркетинга, PR и СМИ, а также медицины и фармацевтики. Так, спрос в сфере ИТ всегда превышал предложение. Помимо активного развития самой индустрии, это вызвано демографической ямой 90-х годов и оттоком талантливых специалистов в другие страны.