Введение обязанности компаний сдавать отчеты в Пенсионный фонд России (ПФР) раз в месяц, а не раз в квартал, как сейчас, приведет к серьезным негативным последствия для экономической стабильности предприятий. На это указала общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» в письме, направленном министру труда и социальной защиты Максиму Топилину. Бизнес опасается обострения процессов закрытия предприятий и ухода их в тень.
Утроение с 1 января 2017 года периодичности отправки бизнесом отчетов в ПФР предусмотрено законопроектом, подготовленным Минтрудом. Документ опубликован на regulation.gov.ru в начале марта 2015 года и в первоначальном виде предусматривал ежемесячную отчетность уже к 1 января 2016 года, к началу мая дату скорректировали на год. Сейчас работодатели обязаны раз в квартал представлять в ПФР сведения об уплаченных за своих сотрудников страховых взносах на формирование их будущей пенсии; ПФР администрирует взносы не только в свою казну (22% от фонда оплаты труда), но и в Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%; Фонд соцстрахования сам контролирует полагающиеся ему 2,9%). В Минтруде объясняли свой проект необходимостью «повышения качества контроля за начислением и уплатой страховых взносов за граждан» и оперативного учета пенсионных прав граждан на их лицевых счетах.
В «Опоре России» считают, что введение ежемесячной отчетности может, напротив, ухудшить качество отчетности в ПФР. Ведь при расчетах зарплаты, говорится в письме Топилину, не все факторы можно учесть сразу (отпуска, больничные, пособия и пр.), в связи с этим возникнет необходимость в корректировке уже переданных сведений. При ежемесячной отчетности будут неизбежны постоянные корректировки, что приведет к сложностям документооборота. Увеличение в три раза количества отчетов кратно увеличит соответствующую нагрузку как на самих работодателей, так и на ПФР. Это потребует как с одной, так и с другой стороны расширения штата, более мощных серверов, дополнительных помещений и т.п. Возникшие в связи с этим финансовые издержки, отмечает «Опора России», в условиях кризиса и сокращения прибыли могут сделать свой вклад в закрытие предприятий.
Для многих компаний, указано в письме, обновление срока отчетности может стать фактором ухода их в тень. Микропредприятия, индивидуальные предприниматели и самозанятые будут вынуждены минимизировать количество легально оформленных работников. В то же время те, кто будет добросовестно исполнять новые требования, потеряют в конкурентоспособности из-за потерь денег, времени, а также из-за штрафов. Ведь в связи с возросшей нагрузкой на предприятия со стороны контролирующих органов будет возникать больше спорных ситуаций, которые надо будет разрешать в суде, что также увеличит затраты компаний и ПФР. Кроме того, «Опора России» напомнила в письме о поручении президента, которое было дано в мае 2012 года и касалось необходимости упрощения бухгалтерской отчетности.
Как указал гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов, любой практикующий бухгалтер скажет, что сдать отчетность в ПФР очень сложно. Сами формы отчетности, по его словам, крайне неудобны и трудоемки в заполнении.
— В настоящее время и ПФР, и работодатели справляются с учетом взносов практически на пределе своих возможностей, — говорит Гладких-Родионов. — На этом фоне увеличение объема отчетности втрое может полностью парализовать работу отделений ПФР на местах. Сейчас, в достаточно тяжелое для предпринимателей время, целесообразнее, наоборот, упростить отчетность, тем самым позволив им сэкономить и кадровые ресурсы, и время. А меры, провоцирующие малый бизнес к уходу в тень или вообще к закрытию, вряд ли соответствуют решению задачи экономического роста страны.
Руководитель юридического департамента «Национальная юридическая служба» Юлия Галуева напомнила, что обычно для повышения собираемости налогов и иных обязательных платежей власти ищут способы максимально упростить ту или иную отчетную процедуру.
В Минтруде «Известиям» сообщили, что разработка этого законопроекта ведется с учетом предложений по оптимизации приема и сдачи отчетности по страховым взносам, которые поступали от госорганов и бизнес-сообщества. Ведомство обещает облегчить процесс бухгалтерам.
— Введение ежемесячной отчетности предлагается с 1 января 2017 года, что позволит ПФР провести работу по совершенствованию программно-технического комплекса. В рамках этой работы для уменьшения негативных последствий от введения ежемесячной отчетности, в частности, планируется разработать технологию приема единой ежемесячной формы отчетности по страховым взносам через электронный сервис «Кабинет плательщика». Также прорабатываются и другие предложения, которые направлены на снижение нагрузки на бизнес при подготовке и представлении отчетности в Пенсионный фонд РФ, — заявили в министерстве.
В ПФР подтвердили, что работают над упрощением форматов и механизма отчетности.
— Перед ПФР поставлена задача перевода страхователей на ежемесячную отчетность, поэтому мы ведем работу по упрощению формы отчетности и совершенствованию электронного взаимодействия со страхователями, — указали в ПФР.