В 2015 году число занятых в малом бизнесе в Москве упало впервые за 4 года. Выручка сегмента, по данным Мосгорстата, не сократилась, но предприниматели считают, что ситуация хуже, чем показывает официальная статистика.
Что показывает статистика
23 марта 2016 года Мосгорстат опубликовал оперативную информацию о деятельности малого предпринимательства в Москве в 2015 году, из которой следует, что занятость в этом сегменте впервые с 2012 года начала сокращаться. На конец 2015 года в малом и среднем бизнесе работало 771,6 тыс. человек, что на 20 тыс. человек (или 2,6%) меньше, чем годом ранее. Наибольшее падение занятости произошло в строительстве (на 7 тыс. человек) и торговле (5 тыс. человек).
Сократился на 3,4% и другой важнейший для малого бизнеса показатель — оптовая и розничная торговля, на которую приходится 60% нетто-выручки (объем продаж товаров, работ и услуг в действующих ценах) всего сегмента. Сама нетто-выручка малых предприятий все же выросла, но всего на 3,3%, до 4,2 трлн руб. В 2014 году рост к 2013 году составил 8,8%. Небольшой рост удалось показать только благодаря приросту выручки строительных компаний (на 28%) и в сегменте операций с недвижимостью (на 8%).
Инвестиции малых предприятий Москвы в основной капитал в 2015 году упали более чем вдвое — с 9,2 млрд руб. в 2014 году до 4,9 млрд руб.
«Данные Мосгорстата отражают реальность со смягчением в три раза, — сказал РБК член президиума генсовета «Деловой России» Эдуард Гулян. — По нашим наблюдениям, падение среднего чека и их количества в Москве в 2015 году составило не менее 10%». Председатель комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский также считает, что ситуация хуже, чем ее видит Мосгорстат. «Снижение выручки составили 10–15%, несмотря на рост цен из-за инфляции, — заявил он РБК. — Продажи алкоголя упали на 20–30% в денежном выражении, а многие предприниматели жаловались, что в канун 2016 года не было обычного предновогоднего всплеска продаж».
Что говорит бизнес
«Данные о падении выручки значительно занижены, — считает владелец интернет-магазина по оптовой продаже косметики и бытовой химии CityNature Михаил Пестерев. — Мы фиксируем у себя снижение выручки, связанное с закрытием розничных магазинов. Безусловно, это сопровождается и сокращением штата: нередко собственники магазинов увольняют продавцов и администраторов торговых точек, сами встают за прилавок обслуживать покупателей».
«2015 год закончился для меня ужасно: падение продаж во втором полугодии составило 50%, — рассказывает основатель рыбного магазина «Хариус Хаус» Сергей Захаров. — Для моей продукции, деликатесной рыбы, Новый год как 8 Марта для цветов, но продажи были катастрофические, таких не было ни в один из прошлых предновогодних сезонов».
Ольга Косец, совладелица швейного производства «Софиано» (производство в Краснодарском крае, продажа с оптового склада в Москве) считает, что в торговле продуктами и товарами первой необходимости наблюдается мощный спад товарооборота, который Мосгорстат «каким-то образом скрывает». «Наша фабрика сейчас работает далеко не на полную мощность из-за отсутствия спроса на, казалось бы, востребованную продукцию — мужские брюки, — рассказывает Косец. — Выручка по сравнению с 2014 годом упала в пять раз».
В департаменте экономической политики и развития Москвы пообещали РБК предоставить комментарий позже.
Как начался 2016-й
Ситуация в начале 2016 года по сравнению с прошлым стала намного хуже, считают предприниматели. «Если раньше в случае закрытия магазина на его месте в течение месяца открывался новый, то сейчас все чаще закрытые площади простаивают — это можно заметить, заглянув в любой торговый центр и на любую торговую улицу», — говорит Пестерев из CityNature. Выручка его компании в январе-марте 2016 года снизилась на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. «Мы вынуждены оптимизировать персонал: вместо москвичей привлекаем сотрудников для удаленной работы из других регионов РФ, — рассказывает Пестерев. — Они работают с клиентами из дома в другом регионе, где зарплаты вдвое-втрое ниже московских».
По словам Захарова из «Хариус Хауса», в первом квартале 2016 года продажи упали на 15% по сравнению с первым кварталом 2015 года. «В январе 2016 года пришлось закрыть один магазин и сократить человека, который там работал», — сожалеет предприниматель.
Из опрошенных РКБ малых предпринимателей не заметил снижения выручки только владелец столичного цветочного магазина «Без роз» Артем Колпаков. «Люди продолжают покупать цветы даже после 8 марта, что удивительно, поскольку по рынку в целом чувствуется снижение морального духа», — говорит он.
Алексей Каневский из московского отделения «Опоры России» отмечает, что в первом квартале в столичной торговле все-таки отмечался небольшой рост. «Но говорить о том, что это стабилизация, пока рано, — отмечает он. — Летом небольшой торговый бизнес столицы столкнется с необходимостью продавать алкоголь через ЕГАИС, что может привести к закрытию тысяч небольших торговых точек, которые не потянут новые, пусть и небольшие, расходы в условиях сокращающегося спроса».