Еще несколько лет назад самым популярным способом борьбы с офисной прокрастинацией было отключение доступа к социальным сетям. Уже тогда эта мера была неоднозначной, а сегодня она так и вовсе бессмысленна, ведь интернет и соцсети у всех в смартфонах и планшетах. Не менее спорный момент — штрафы за срывы сроков. Когда время начинает поджимать, человеку становится проще смириться со штрафом, чем мобилизовать себя на работу, пишет Jobhelp.center.
Подавляющее большинство компаний и их сотрудников живут с «годовым мышлением». Менеджерам по продажам выставляются планы на месяц, бухгалтеры сдают отчетность раз в квартал, но конечные результаты работы остальных (особенно руководителей) оцениваются раз в год — в декабре. Тогда же формируются планы на следующий год, определяются KPI и пр. В итоге в начале года ценность каждого рабочего месяца, недели и дня не ощущается, а с середины осени наступает пора трудовых подвигов — бюджеты срочно осваиваются, запускаются грандиозные маркетинговые акции и так далее.
Чтобы осенью не наступал аврал, а сотрудники в течение года не расслаблялись, компаниям стоит перейти к поквартальному планированию и подводить итоги раз в три месяца. Тогда работники будут совершать трудовые рывки не раз в год, а четыре раза, и даваться они будут меньшей кровью.
В качестве способов борьбы с совещаниями как способом имитации бурной деятельности (когда сначала полчаса собираются все приглашенные, обмениваясь последними новостями, потом они бурно дискутируют с лирическими отступлениями) можно назвать назначение некруглого времени начала совещания, например, определение времени не только начала совещания, но и его окончания, запись совещания на диктофон. Также сделать совещание более эффективным поможет проведение его стоя — речи выступающих тогда станут краткими и по существу.
Рабочее время сотрудников — один их наиболее ценных ресурсов организации. Сберечь его помогает внедрение корпоративного тайм-менеджмента. Обучение его методам и использование их в ежедневной деятельности позволяет осознанно управлять временем. В результате проекты завершаются в срок, рабочие авралы становятся редки, сдвигаются с места важные, но несрочные задачи, которые раньше откладывались месяцами и даже годами.
Если время сотрудников утекает в «черные дыры» — бессмысленное созерцание монитора, долгое оформление элементарного документа и т.д. — это может быть признаком неудовлетворенной потребности в отдыхе, общении, эмоциональной разрядке. Так бывает в компаниях, в которых рабочий день линейных специалистов расписан практически поминутно, а объяснительная требуется даже на поход в уборную. После введения официальных перерывов или неофициальной возможности переключиться на другой вид деятельности (выйти на перекур, спокойно перекусить) люди начинают работать вроде бы меньше, но при этом существенно эффективнее, с большим энтузиазмом, становятся более инициативными.
Люди прокрастинируют, когда не ощущают, насколько важно приняться за работу. Они оценивают ситуацию на уровне подсознания: не будет ничего страшного, если сейчас позаниматься приятными вещами, а сложные или неприятные отложить. Поэтому главный способ борьбы с прокрастинацией сотрудников — организовать рабочий процесс и контроль так, чтобы проще было сделать, чем не сделать.