Согласно документу, госслужащие, летая в деловые поездки, должны пользоваться услугами только отечественных авиакомпаний. Воспользоваться услугами иностранных авиаперевозчиков им можно будет только в том случае, если российский перевозчик не осуществляет полеты к месту командирования. Как сказано в пояснительной записке к проекту постановления, опубликованного на едином портале правовой информации, документ подготовлен Министерством труда и соцзащиты (Минтруд) во исполнение поручения правительства от 21 апреля 2015 года № СП-П17–2654.
Российских чиновников уже несколько лет пытаются заставить пользоваться услугами отечественного бизнеса, а при вводе санкций тема зазвучала с новой остротой. Так, чиновникам в контексте импортозамещения депутаты уже предлагали переодеться в деловые костюмы отечественного производства, отказаться ездить на импортных автомобилях, во всяком случае, ввозимых из стран, попавших под санкции.
Весной этого года глава гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на правительственном совещании по развитию региональных авиационных перевозок предложил обязать российских чиновников любого уровня летать в деловые поездки рейсами только отечественных авиакомпаний. Тогда же глава крупнейшего российского авиаперевозчика пояснил, что подобные протекционистские меры распространены во многих странах, и привел в пример Китай, где чиновникам запрещено пользоваться услугами иностранных авиакомпаний, если на направлении присутствует местный перевозчик.
Представитель перевозчика пояснил «Ъ», что цена на авиабилет — величина непостоянная и зависит от многих факторов — сезонности, загрузки рейса и пр. На фоне роста курсов валют цены на билеты «Аэрофлота» и других российских перевозчиков сейчас дешевле, чем у зарубежных конкурентов, добавил собеседник «Ъ».
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, реализация постановления «не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета», как показывает анализ цен на авиабилеты — даже, возможно, сэкономит федбюджет. По данным туристического поисковика Aviasales, основанным на анализе 500 тыс. поисковых сессий, на европейских направлениях самые низкие цены на авиабилеты предлагает российский перевозчик «Трансаэро», при этом азиатским лидером остается «Аэрофлот». Исполнительный директор Aviasales Максим Крайнов объяснил низкую стоимость перевозки «Трансаэро» на большинстве зарубежных и внутренних маршрутах введением класса «дисконт» (пассажир может бесплатно провезти 10 кг, бортовое питание — минимально). При этом еще два года назад, наиболее низкую цену на европейских маршрутах предлагал латвийский перевозчик AirBaltic.
Согласно проекту постановления, региональные власти и органы местного самоуправления должны в двухмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с постановлением.