Дифференциация зарплат в экономике РФ, вносящая заметный вклад в неравенство потребления и имущественное неравенство, стала одной из тем доклада двух лабораторий Высшей школы экономики (ВШЭ) для Центра стратегических разработок. Проблема, находящаяся в последние годы, по крайней мере в теории, в центре любых политико-социальных дискуссий, обсуждается и в смежных главах доклада ВШЭ, посвященных региональной дифференциации рынка труда и бюджетного сектора. Выводы доклада между тем в значительной степени противоречат общепринятым точкам зрения.
Как констатирует ВШЭ, зарплатное неравенство в РФ в определенном смысле унаследовано со времен позднего СССР, когда соотношение высоких и низких зарплат соответствовало уровням неравенства стран Европы с либеральной экономической моделью. Скачок неравенства 1992-1993 годов многократно усилил тенденцию, а изменилась она лишь с начала 2000-х годов, когда началось медленное снижение уровня неравенства зарплат. Оно ускорялось в периоды бурного роста ВВП и замедлилось после кризиса 2008-2009 годов, но не прекратилось, а бенефициаром этого процесса были низкооплачиваемые группы. Впрочем, несмотря на это, уровень зарплатного неравенства в РФ сейчас сопоставим с США и Южной Кореей, выше он в странах Латинской Америки, а в Европе, с которой культурно ассоциируют себя в РФ, он существенно ниже — ближайшим аналогом России в «старой» части ЕС по этому параметру являются Португалия и Ирландия.
Из доклада ВШЭ следует также важный вывод — по крайней мере в последнее десятилетие неравенство сокращалось в значительной степени за счет роста оплаты труда в госсекторе, причем все успехи в этом процессе сохраняют «штраф» для работников госсектора (разницу в оплате труда с частным сектором для сопоставимых рабочих мест) примерно на уровне 30%. Госсектор является работодателем для 21% работающего населения и имеет ту же долю в общероссийском фонде оплаты труда, при этом в ВШЭ сомневаются, что «штраф» полностью компенсируется нематериальными льготами.
Сокращение неравенства сопровождалось снижением межрегиональной дифференциации зарплат, уникальной даже с учетом сильных отличий в экономиках регионов России. Снижение неравенства в 2000-2016 годах было предсказуемо вызвано и политикой увеличения МРОТ, и сокращением финансовых ограничений на мобильность: эксперты ВШЭ приводят данные о 5-6 млн человек в год, меняющих регион работы, из которых 3-3,5 млн человек — долговременные (более девяти месяцев) внутрироссийские трудовые мигранты. Отдельно, констатируют в ВШЭ, неравенство снижает сокращение «премии за высшее образование» на рынке.
Однако, как констатируют в ВШЭ, эти процессы объясняют не более 40% зарплатного неравенства — большая его часть наблюдается «даже внутри узких групп работников с одинаковыми производительными характеристиками и проживающих в одних и тех же регионах и населенных пунктах». Доклад отвергает как причину «необъясненной» остаточной части неравенства занятость в неформальном секторе и характеристики самих рабочих мест. Основные предположения — неравенство вызывается низкой конкуренцией (как и невысоким желанием работодателей конкурировать за трудовые ресурсы) и гибкостью рынка труда, в частности получая поддержку за счет большой переменной доли зарплат (премии), являющейся для России характерной также с конца 80-х годов XX века.