Российское правительство намерено сделать из Дальнего Востока экономически привлекательный регион. Superjob выяснил, чем готовы пожертвовать россияне ради обещанных высоких зарплат и льгот, а также с чем у них ассоциируется Дальний Восток.
15% граждан говорят, что Дальний Восток — это «далеко». У 14% ассоциации с природными богатствами: амурский тигр, бескрайние леса, сопки, вулканы, гейзеры. По 13% респондентов назвали конкретные географические объекты (Владивосток, Хабаровск, Магадан, Якутия) и морепродукты (камчатский краб, икра, рыба). Людей, имеющих личные ассоциации с регионом — 9%, и чаще всего эти респонденты вспоминали командировки, службу в армии. Ассоциации с Китаем у респондентов возникают чаще, чем с Россией (6% и 4% соответственно). Еще меньше респондентов вспоминали о Японии (3%) или имели ассоциации с Азией и Востоком в целом. 2% респондентов пришли в голову ассоциации с карьерными возможностями и высокими зарплатами, природными месторождениями и ресурсами, нефтью, газом, алмазами. Еще двое из ста респондентов, напротив, дают негативные оценки развитию региона — «разруха», «запущенность».
Активное развитие Дальнего Востока требует привлечения новых трудовых ресурсов. Примерно каждое четвертое резюме на Superjob cодержит отметку о готовности соискателя к переезду в другой регион. Как показали результаты опроса таких соискателей, 83% из них готовы рассмотреть Дальний Восток как возможное место жительства при определенных льготах.
Самыми востребованными оказываются льготы, напрямую связанные материальным благосостоянием (жильем и зарплатой). 62% респондентов готовы ехать на Дальний Восток при условии дотаций для аренды жилья, 59% — ради надбавок к зарплате/пенсии или раннего ухода на пенсию. Возможность получить участок земли для строительства дома и ведения хозяйства привлекает лишь 34% потенциальных переселенцев, причем мужчин существенно чаще, чем женщин (38% против 27%). Освобождение от налогов значимо лишь для 13% россиян, готовых к переезду на Дальний Восток. При этом людей старше 45 лет налоговая свобода мотивирует почти в два раза чаще, чем молодежь (19% и 10% соответственно). Налоговые каникулы или сниженная ставка налогообложения при открытии бизнеса привлекательна только для 13% переселенцев, и в этом случае зависимости от возраста уже не наблюдается.