ВЦИОМ выяснил, как изменилось отношение к предпринимательству за последние 25 лет.
Так, сегодня, в сравнении со временами позднего СССР, россияне уже более определенно отвечают на вопрос о том, хотели бы они открыть свое дело: не желают становиться бизнесменами 60% (с 49% в 1991 г.), напротив, выражают такое стремление 34% (25 лет назад — 29%), в молодежной среде готовы к этому 60%, среди людей пенсионного возраста — 6%. Доля затруднившихся с ответом заметно сократилась (с 20% до 3%).
При этом среди потенциальных бизнесменов уже предпринимают для этого какие-то действия только 17% (что, однако, больше, чем в 1991 г. — 8%), еще 33% обещают начать работу над этим в ближайшее время. Наиболее интересными сферами им кажутся розничная торговля (24%, ранее — 14%), общественное питание, транспорт и бытовое обслуживание (17%). Каждый второй из заявивших о своем намерении заняться предпринимательством (47%) откладывает фазу активных действий на неопределенный срок.
За 25 лет вдвое вырос уровень оптимизма относительно успеха бизнес-карьеры — 71% потенциальных предпринимателей (планирующих начать свое дело и уже предпринимающих для этого какие-то действия) надеется, что задуманное им удастся (ранее так говорили только 35%).
Респонденты, не желающие открыть свое дело, и те, кто пока для этого ничего не делает, объясняют это неимением необходимых материальных средств (37%), плохим здоровьем и старостью (30%), отсутствием интереса к бизнесу (20%) и др.
Среди всех опрошенных наиболее распространено мнение, что для удачи в бизнесе прежде всего нужны деньги (34%). 27% отмечают значимость личных качеств, 23% — связей и знакомств. При этом уже действующие бизнесмены говорят, что предпринимателю для успеха нужны в первую очередь не деньги (12%), а личные качества (45%) и полезные знакомства (27%).
Елена Михайлова, директор специальных программ ВЦИОМ, прокомментировала данные: «За последние четверть века сформировались более четкие представления о предпринимательской деятельности: если в 1991 году, на этапе становления институтов рыночной экономики, общественное мнение базировалось на абстрактных представлениях о бизнес-процессах, то сегодня готовность к открытию собственного дела является одним из показателей качества сформированной бизнес-среды. Так, за прошедшие десятилетия значимо увеличилась доля потенциальных предпринимателей, убежденных в успешной реализации планов по открытию бизнеса, что свидетельствует об эффективности созданной обширной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Молодежь, как социальная группа, характеризующаяся высокой активностью и склонностью к риску, выражает высокую готовность к участию в предпринимательской деятельности. Однако препятствием для использования этого потенциала может выступать заниженная оценка значимости личных качеств, инициативности в успешном построении бизнес-карьеры. Стереотип восприятия начинающего бизнесмена как имеющего существенный стартовый капитал является устойчивым».